Если смерть наступила за границей

Во многих иностранных государствах местное законодательство требует, чтобы заявление о смерти было подано в местные органы ЗАГС. В любом случае рекомендуется дополнительно сделать заявление в консульство той страны, гражданство, которой имел умерший, и попросить консульские службы зарегистрировать в их реестре факт смерти. Выполнение этих формальностей в дальнейшем позволят получить свидетельство о смерти в стране постоянного проживания умершего.

Для оформления документов

Государственная регистрация смерти граждан Российской Федерации, умерших за границей, производится в консульских учреждениях по месту наступления смерти или по месту жительства умершего.
Основанием для государственной регистрации смерти является:

  • документ установленной формы о смерти, выданный медицинской организацией или частно практикующим врачом;
  • решение судебных органов Российской Федерации об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу.

При регистрации смерти для составления записи акта о смерти заявитель представляет консулу следующие документы:

  • удостоверение личности умершего;
  • документ, подтверждающий факт смерти;
  • удостоверение личности заявителя либо наименование и юридический адрес организации или учреждения, сделавших заявление о смерти;
  • удостоверение личности лица, которому будет выдано свидетельство о смерти.

Транспортировка тела покойного на родину

Обязанности выполнения всех формальностей лежат на консульском учреждении, оплата расходов при этом возлагается на родственников покойного.
С заявлением о регистрации смерти иностранного гражданина в орган ЗАГС обращаются представители МИДа, консульства или Министерства внешних связей. Наряду с паспортом иностранца они обязаны предъявить его визу, где на русском языке содержатся все паспортные данные умершего. В документах умершего иностранца не делается никаких отметок, после оформления акта о смерти паспорт и виза возвращаются представителю вышеназванного учреждения вместе со свидетельством о смерти.
При регистрации смерти гражданина России, наступившей за рубежом и незарегистрированной там в консульстве РФ, необходимо, кроме паспорта, предъявить медицинский документ, подтверждающий факт смерти в другой стране. Этот документ должен быть легализован и переведен на русский язык, перевод заверяется нотариусом.
При регистрации смерти неизвестного (неопознанного) лица в актовую запись вносятся только те сведения, которые содержатся во врачебном свидетельстве. В случае поступления окончательного врачебного свидетельства по данному факту смерти в актовой записи о смерти производятся изменения и дополнения.

Если умерший был застрахован

Как правило, ведущие страховые организации покрывают расходы по репатриации (возвращению на родину) тела из-за границы до места захоронения в России, если смерть наступила в результате несчастного случая или внезапного заболевания.
Следует учесть, что страховым случаем не является, если смерть наступила в результате:

  • совершения застрахованным умышленного правонарушения;
  • алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • самоубийства (покушения на самоубийство) застрахованного;
  • участия застрахованного в военных действиях, забастовках, восстаниях;
  • активной службы в любых вооружённых силах и формированиях;
  • умышленного причинения себе телесных повреждений.

В каждой организации - свои условия признания или не признания случая страховым. В поездках по тур. путевкам страховка, как правило, не включает транспортные расходы, связанные с репатриацией.

Справочные разделы: