Архитектура английских захоронений

Римляне, 400 лет господствовавшие на Британских островах, оставили замечательные архитектурные памятники, например в Бате, а также Адрианов вал в Линкольне. В англосаксонскую эпоху возводились скромные, в основном оборонительные сооружения, немногие из которых сохранились до наших дней. После покорения Англии норманнами здесь получил распространение норманнский стиль (на континенте именуемый романским). С этого и начинается история английской архитектуры. Импозантный образец этого стиля — Белый Тауэр, древнейшая часть лондонского Тауэра.

Около 1130 г. монахи-цистерцианцы принесли на Британские острова готику, использовав ее при строительстве соборов в Уэлсе и Солсбери, возведенных в раннеанглийском стиле, что привело к возникновению английского направления в готике. За декоративным стилем (XIV в.), для которого характерны просторные объемы, тонкая каменная резьба и роскошная орнаментика, в XV в. появился перпендикулярный стиль — огромные окна, четкие вертикальные и горизонтальные линии, пышное убранство потолков. Лучший образец — капелла Королевского колледжа в Кембридже.

Тюдоровский стиль (XVI в.) — причудливое смешение элементов готики и ренессанса. В эту эпоху возводятся обширные дворцы знати, т. н. Stately homes, в основном из красного кирпича. Для елизаветинского стиля (XVII в.) характерны богато декорированные фахверковые здания, украшающие многие города Англии, например Честер. В творчестве зодчего Иниго Джонса (1537—1652) проявилось стремление к классическим формам. В своих величественных постройках Джонс использовал колоннады, классические фронтоны. Другой гениальный архитектор — сэр Кристофер Рен (1632—1723), построивший после опустошительного пожара многие церкви в лондонском Сити, и собор Святого Павла (St. Paul’s Cathedral). Рен тяготел к классицизму Палладио, но его творения отличает такое многообразие форм, что их трудно отнести к какому-то одному стилю. В эпоху классицизма в Англии возникли георгианский стиль, названный по именам королей Ганноверской династии, и стиль Регентства, воплощенный в работах Джона Нэша (1752—1835) и заметный в облике Лондона. В годы правления королевы Виктории (1837—1901) появился стиль историзма, или викторианский стиль, нашедший свое воплощение в неоготике здания Парламента и Британкого музея, где использованы элементы греческой классики. В XX в., и особенно после Второй мировой войны, в центре многих городов выросли бетонные небоскребы, безликие, как и в континентальной Европе.

Из современных английских архитекторов самые знаменитые — это Джеймс Стирлинг (1926—1993), создатель лондонской Галереи Тейт, и Норман Форстер (р. 1935), построивший вместе с Ричардом Роджерсом (р. 1933) немало замечательных зданий.

Памятники архитектуры в мемориальной области также отражают стили исторического периода, в который были построены. Одним из самых ярких примеров мемориальной английской архитектуры остается Вестминстерское Аббатство. Вестминстерское аббатство не может не поразить своими размерами. Его длина 156,5 метра, а высота центрального нефа — 31 метр, то есть приближается к высоте современного десяти-одиннадцатиэтажного дома. Как все средневековые сооружения подобных масштабов, здание строилось несколько столетий. В работе принимали участие лучшие мастера Англии — Джон Глостерский, Роберт Беверли, Генри Йевель и другие. Существующий сейчас комплекс зданий аббатства относится к XIII и последующим столетиям. Это не только лучший памятник средневековой архитектуры Лондона, но и один из шедевров западноевропейской готики. Само аббатство перестало существовать еще в XVI веке. В период реформации его постигла судьба остальных монастырей Англии — оно было упразднено. Ликвидация монастырей чаще всего сопровождалась и разрушением принадлежавших им строений. Однако здания Вестминстерского аббатства, тесно связанные с жизнью королевского двора, уцелели. Частично они перешли в ведение колледжа, который существует и поныне, являясь одной из самых старых школ Англии. Сама же монастырская церковь, за которой сохранилось название — Вестминстерское аббатство, осталась местом богослужений, соответствовавших новой обрядности.

В средние века аббатство предназначалось для коронаций и одновременно служило местом для королевской усыпальницы. Позднее, в XVII столетии, здесь появились погребения знаменитых людей Англии — поэтов, литераторов, ученых, актеров, а потом и выдающихся государственных деятелей. Начиная с XVIII века вошло в обычай устанавливать мемориальные памятники, и Вестминстерское аббатство стали рассматривать как пантеон славы. Все это определило то особое значение, которое аббатство всегда имело для англичан.

Справочные разделы: