Французские мемориалы

Французская мемориальная архитектура по праву может считаться наиболее пестрой в плане исторической и жанровой направленности. Многие французские кладбища, будучи достопримечательностями, являются популярными местами для экскурсий у туристов. Франция на протяжении средних веков была одним из центров сменяющихся друг за другом течений в искусстве и архитектуре в целом.

Францию также можно назвать своеобразным законодателем в области эксклюзивной мемориальной архитектуры. Многие приемы и художественные образы в ритуальной скульптуре были созданы именно французскими архитекторами тех времен. В средневековье знатных людей было принято хоронить в церквях и пристроенных к ним подземных помещениях. Для этого при монастырях и церквях обустраивались целые галереи и склепы. Тела помещали в саркофаги и замуровывали в стены либо ниши. При этом редко использовались памятники, чаще ограничивались плитой с короткой эпитафией на месте захоронения.

На фоне традиции, хоронить в склепах и подземных помещениях при церквях, и родился образ скульптуры в виде «лежащих» и «молящихся» людей. Такие статуи символизируют вечный сон. При том, что тема «вечного сна» в религии, как правило, служит символом перерождения и воскрешения, в средневековой архитектуре образ «лежащего» олицетворял покойного в момент похорон. Чрезмерный натурализм в образе являлся характерной особенностью при создании такого памятника.

Позднее, в эпоху Возрождения к ритуальной скульптуре добавился образ «молящихся». В то время для знатных особ был важен сам факт захоронения в священной земле. В связи с этим, существовало поверье, что те, чье тело похоронено на территории церкви, вынуждены вечно присутствовать на богослужениях. Отсюда и характерный суровый вид у «молящихся» статуй тех времен. Ещё одной характерной чертой было то, что статуи «лежащих» и «молящихся» имели черты лица, схожие с погребенными. Более того, для изготовления таких скульптур часто использовались посмертные маски из гипса.

На ряду с захоронениями в склепах и специальных галереях для знатных особ, для людей среднего класса отстраивались «сельские погосты». «Сельские погосты» представляли из себя публичные кладбища. Здесь самой распространенной моделью надгробья была модель в основании которой ставилась стела (горизонтальная или вертикальная) с краткой эпитафией. Обязательным элементом для такого мемориала был крест.

В эпоху романтизма (XIX в.) новой формой кладбищ стало rural cemetery (фр. или англ. «сельское кладбище»). Предполагалось, что это будут сады с надгробиями, вроде своеобразных парков для романтического уединения и прогулок. Эти городские «memento mori» несли идеологию государственного культа мертвых. По словам Ф. Арьеса кладбища такого типа должны были «давать ощущение исторической преемственности, вечной укорененности каждого члена общины в социальном целом».

Справочные разделы: